В конце прошлого века микобактериоз называли «болезнью будущего» и рассматривали его как новую патологию, которая распространяется во всех странах мира, как бы вопреки усилиям, направленным на борьбу с туберкулезом. Сейчас микобактериоз превратился в серьезную реальность.
Повсеместно отмечаются изменения в эпидемиологии микобактериоза, связанные с увеличением количества людей, относящихся к группам риска, и в совершенствовании методов выделения и идентификации возбудителей микобактериоза. В какой-то степени он занимает «нишу», которую «освобождает» туберкулез при значительном снижении заболеваемости в последние годы.
Чаще всего микобактериоз является не самостоятельной болезнью, а осложнением, возникающим в результате нарушения работы каких-либо систем организма. Такая патология возникает после попадания в организм человека нетуберкулезных микобактерий (НТМ). Без современной диагностики, определения причины и терапии болезнь способна привести к непоправимым последствиям.
Что же это такое, в чем опасность и как справляться с микобактериозом, АиФ.ru рассказала заведующая отделением лабораторной диагностики ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний» Министерства здравоохранения Российской Федерации, врач-бактериолог, кандидат медицинских наук Анна Панова.
Микобактериозы (МБ) — группа заболеваний, характеризующаяся поражением различных органов, с преимущественной локализацией в бронхолегочной системе, говорит специалист. «Особенностью этиологии микобактериозов является очень высокое разнообразие возбудителей, относящихся к группе нетуберкулезных микобактерий (НТМ). Такие постоянно обитают в окружающей среде. Так, они выявлены в воде: питьевой, бутилированной, в биопленках водопроводных труб», — говорит Анна Панова.
Сегодня насчитывается более 200 видов бактерий, из них около 70 являются факторами заболеваний человека в разных органах и системах, отмечает медик. Наибольшее значение в клинической практике имеют виды МАС, M. kansasii, M. fortuitum, M. abscessus и M. Chelonae.
В последние десятилетия заболеваемость и распространенность микобактериозов значительно увеличились, став серьезной проблемой общественного здравоохранения во всем мире. «Главным образом это связано с резким подъемом заболеваемости ВИЧ-инфекцией, что затем привело к увеличению показателя смертности от генерализованных форм инфекций, вызываемых НТМ. Наиболее частой причиной микобактериозов у ВИЧ-инфицированных больных является Mycobacterium avium complex (МАС). По частоте заболеваний этот вид далеко опережает все остальные нетуберкулезные микобактериозы и составляет более 95% случаев, а у лиц без ВИЧ-инфицирования — более 65% случаев», — отмечает Анна Панова.
Риску заражения наиболее подвержены:
Соответственно, с вопросами диагностики микобактериозов сталкиваются врачи самых разных специальностей.
«Человек источником инфекции не является, так как факт передачи НТМБ от человека к человеку не доказан. Т. е. человек от больного человека не заражается. В большинстве случаев источником инфекции для человека является окружающая среда (водопроводная вода, вода открытых водоемов, почва)», — говорит Анна Панова.
Основным природным резервуаром M. avium, отмечает специалист, служат открытые водоемы, M. Kansasii — водопроводная вода, M. xenopi — система горячего водоснабжения. Есть данные о том, что НТМ выделяются из биоматериала животных (крупный рогатый скот, свиньи) и птиц (голуби, воробьи, куры).
«Входными воротами для микобактерий являются дыхательные пути, кожные покровы, желудочно-кишечный тракт. Таким образом, отмечаются следующие механизмы передачи: аэрогенный, контактный, фекально-оральный. Естественная восприимчивость человека к НТМ довольно низкая и, как уже отмечалось, связана с иммуносупрессиями», — говорит бактериолог.
«К сожалению, нет какого-либо одного признака, характерного только для этого заболевания. Клинически, рентгенологически и гистологически микобактериозы весьма сходны с туберкулезом, и доказательный диагноз позволяют поставить лишь данные бактериологических и молекулярно-генетических методов. Диагностика микобактериозов имеет много общего с исследованиями на туберкулёз и, как правило, проводится одновременно с диагностикой туберкулеза в противотуберкулезных учреждениях. Но имеются важные особенности лабораторных исследований и интерпретации результатов», — отмечает Анна Панова.
Следует учитывать возможную транзиторную колонизацию слизистых оболочек верхних дыхательных путей НТМ из окружающей среды, в связи с чем выделение микроорганизмов данной группы не всегда является критерием для постановки диагноза.
Важна оценка клинического значения в следующих случаях:
«Для установления диагноза „микобактериоз“ необходимо выделение одного и того же вида НТМ не менее двух раз от одного пациента с учетом того, что исследование назначается при наличии симптомов заболевания», — говорит Анна Панова.
Но есть и исключения, когда для этиологического подтверждения диагноза «микобактериоз» достаточно однократного выделения НТМ. Это возможно, если:
«Для правильного установления диагноза и назначения адекватного лечения крайне важно не только выявить НТМ, но и определить их видовую принадлежность и лекарственную чувствительность», — говорит Анна Панова. Для этого необходимы современное высокотехнологичное оборудование и квалифицированный персонал в микробиологической лаборатории.
«Назначение терапии необходимо в тех случаях, когда имеет место выраженная симптоматика заболевания и определены микобактериологические аспекты микобактериозов. Лечение микобактериоза является еще более сложным по сравнению с лечением туберкулеза.
Он требует назначения многокомпонентной химиотерапии с большой продолжительностью курса (не менее 6-12 месяцев). Химиотерапия микобактериозов должна строиться на определении лекарственной чувствительности НТМ, что приведет к повышению эффективности лечения», — говорит Анна Панова.
Источник новости — «Аргументы и факты»